Статьи

Методы борьбы с хищениями Товарно-материальных ценностей

ohrana_tmcВ настоящее время все крупные заводы и фабрики России сталкиваются с одинаковыми проблемами. Специфика производства и его огромные объемы создают объективные трудности по организации учета выпускаемой продукции. Материальной ценностью обладает не только готовая продукция, но и сырье, и полуфабрикаты, а в некоторых случаях и отходы производства. Добавим сюда наличие криминального спроса на продукцию, периодическую смену владельцев предприятий, а также слабую техническую систему безопасности и получаем все предпосылки для хищений в значительных размерах.

Данные факторы стимулируют недобросовестных руководителей производственных подразделений как правило завышать процент брака и занижать объем производства. Тем самым, создается неучтенная продукция, которая вывозится за территорию завода и продается на рынке.

Для выработки методов борьбы с хищениями рассмотрим основные способы несанкционированного вывоза товарно-материальных ценностей (ТМЦ) :

1. Перегруз. Весовые расположены либо на складах — либо в цехах. Там же, как правило, хранится и неучтенный товар. При легальной отгрузке производится добавление «неучтенки», которая за территорией завода благополучно разгружается и продается.

2. Пересортица. Вариантов много. От погрузки «неучтенки» под легальный товар до отгрузки более дорогого товара.

3. Нелегальный вывоз. Весь краденый товар вывозится на транспорте, который на КПП не учитывается или учитывается как «порожняк».

Следует отметить, что данные способы реализуются, как с участием дежурных на КПП, так и без него, но всегда, с участием производственного персонала. Характерной особенностью данных способов является возможность хищений днем в рабочее время.
Стандартная схема вывоза автомобильным транспортом, обычно, такова:
— Держатель «неучтенки» договаривается с покупателем о цене, сортаменте, количестве и приблизительном времени вывоза (один — два дня).
— Погрузка осуществляется либо поздно вечером, либо ночью в большегрузные а/м, въезд которых не регистрируется на КПП.
— Вывоз осуществляется ночью через КПП, где дежурят знакомые охранники. Зачастую, именно охрана предоставляет покупателя. При выезде охрана получает деньги и пропускает металл, опять же без регистрации.
Описанные способы несанкционированного вывоза очень схематичны, т.к. каждое предприятие вносит свои коррективы в зависимости от специфики производства. Основное отличие краж с использованием железнодорожного транспорта состоит в том, что вагон с неучтенной продукцией загоняется в тупик с возможностью подъезда а/м, или иное предприятие со своей ж/д веткой, для дальнейшего перегруза и реализации. Краденая продукция отправляется потребителю в том же вагоне крайне редко, т.к. вагон легко отследить по сопроводительным документам.
Факторы, позволяющие реализовывать криминальные схемы: наличие неучтенного товара; наличие криминального спроса на этот товар; возможность вывоза в товарных объемах, причем два первых фактора находятся практически вне сферы влияния службы охраны, а для устранения третьего необходимо наличие инженерно-технического оснащения, охранные и организационные меры.
Техническое оснащение:
— Установить на всех въездах/выездах (а/м и ж/д) электромеханические препятствия, достаточные для воспрепятствования проезда через КПП без остановки. Данные устройства должны иметь счетчики открытия/закрытия и работать совместно с другими техническими средствами КПП.
— Установить на всех въездах/выездах (а/м и ж/д) систему видеонаблюдения в вандалозащищенном исполнении для визуального документирования проезжающих транспортных средств и их груза, а также действий персонала КПП. Регистрацию действий персонала желательно производить скрытыми (закамуфлированными) камерами. Поставить программное обеспечение, обеспечивающее распознавание номеров а/м и документирование их в текстовом формате.
— Установить на всех направлениях возможного проезда а/м вне КПП механические препятствия и периметровую сигнализацию.
— Провести ревизию систем связи предприятия и организовать ее таким образом, чтобы максимально затруднить возможность договоренностей по телефону о вывозе краденого материала.
— Провести объединение всех подсистем безопасности на базе сетевых технологий.
Организационные мероприятия:
— Провести анализ возможности и установить действенный контроль за устройствами взвешивания.
— Провести анализ возможности и установить действенный контроль за грузоподъемными механизмами во внерабочее время.
— Организовать систему ротации дежурных КПП, как по постам охраны, так и по составу смен.
— Разработать и внедрить действенную систему регистрации въезжающего/выезжающего транспорта, а также лиц, управляющих этим транспортом.
— Разработать и внедрить систему обработки и анализа получаемых данных для принятия решения.
— Разработать необходимую нормативную документацию.
Охранные меры:
— Создание системы охраны периметра с использованием современных инженерных и электронных технических средств.
— Организаци строгого контрольно-пропускного режима, при котором вывоз неучтенного товара за территорию завода автомобильным и железнодорожным транспортом был бы невозможен.
— Обеспечене сохранности ТМЦ и имущества в складских помещениях и на открытых лощадках склядирования.
— Использование вооружения, транспорта, сторожевых собак и др.
*  Обеспечение физической охраны объектов недвижимости с привлечением профессиональных частных охранников (частная охрана в Москве), а также оснащение их современными техническими средствами безопасности  – являются важнейшими направлениями деятельности группы охранных предприятий «ВОСТОК-1» (ЧОП Москва).

Выбор сил и средств охраны должен производиться с учетом возможности реализации данной концепции, а также всех вредоносных факторов, влияющих на систему в процессе эксплуатации. Тактико-технические данные систем безопасности, количество, места установки оборудования, способы и частота регистрации событий, места хранения информации, получаемой от устройств безопасности, являются секретной информацией. Доступ к ней должен быть строго ограничен и оформлен соответствующим допуском.